На главную

Клуб Искателей Приключений

ООО «Клуб Искателей Приключений», Россия, город Екатеринбург
Номер туроператора в Едином федеральном реестре – ВНТ 005489

+7 -904- 174-14-55


x-adventure@mail.ru



Спецпредложения
Скидки и акции
Прокат
катамаранов
 
Летние программы
Квадроциклы
Корпоративный
отдых
Рыбалка
Сплавы
Треккинги
 
Зимние программы
Вне трасс
Зимние
экспедиции
Снегоходные
туры
Треккинги
 
Урал
Карты Урала
Заповедники Урала



Тур на квадроциклах. Часть I. Конжаковский Камень

Северный Урал — это страна камней, ручьев и призрачных горных вершин, похожих на исполинские волны застывшего океана; это вотчина дремучих лесов, переплетенных толстыми корнями вековых деревьев, где бродят медведи и токуют глухари. Это земли, хранящие дух старых русских сказаний. Таким я увидел Северный Урал, — почти совершенный в своей дикости и первозданности.

20.07.2011

На базу «Серебрянка» мы прибыли примерно в 10:30. Ехали туда из Серова через Карпинск. От Карпинска до базы км 40 на запад, но дорога такая, что больше 30 км/ч не поедешь, так что добирались часа 2.

База симпатичная: гостевая изба с кухней-столовой и 2 комнаты с березовыми кроватями, колодец, баня, туалет, ледник и домик сторожа; электричество от дизель-генератора. Все просто, неприхотливо и практично.

Организаторов мероприятия было трое: Максим (директор конторы, которая нам организовала тур), Сергей и Стас — наши инструкторы и проводники. Инструктаж по вождению квадров занял минут 10, не больше. У этих машин управление простое, но есть и свои нюансы, которые нам пришлось постигать на опыте (об этом позже).

— Как возникла такая идея? — спросил меня Максим.
— Идея путешествовать по горам на квадрах? — уточнил я.
— Ну да. Пятидневный маршрут — мероприятие достаточно сложное... тяжелое. Такой маршрут мы вообще первый раз организовываем. Обычно больше 100 км на квадрах не ездят, а у вас все 300 будут. Так что можете считать себя первопроходцами.

Что я хотел от этого путешествия? Я хотел увидеть Урал таким, каким его невозможно увидеть в туристических проспектах, или на фотографиях, а для этого мне требовалось забраться как можно дальше, куда человек почти не ходит. Идти пешком с рюкзаком 2-3 недели — нет ни здоровья, ни времени, и тур на квадрах казался мне идеальным вариантом. Но когда Макс задал этот вопрос, до меня дошло, что он, очевидно, считает нас бывалыми туристами, раз мы решились на такой маршрут. Мы же были любителями, дилетантами, которые никогда не сидели на квадроциклах, и толком не представляли, что нас ждет впереди. Забегая вперед, скажу, что ничего особо страшного с нами не случилось, но в тот момент у меня возникли сомнения: смогу ли я все это пережить? Сомнения эти я, разумеется, подавил, да и были они не особенно сильными.

Через полчаса мы сели на квадры и отправились в свою первую поездку. Всего у нас было 3 квадроцикла — 2 одноместные Hond'ы (двигатели по 500 кубов) и один двухместный Bombordir (двигатель 400 кубов). Я рулил Бомбордиром. По разбитой дороге мы проехали километров 6 и свернули на север к Конжаковскому Камню (горы на Урале называют Камнями: Ольвинский Камень, Вогульский Камень, Сосьвинский Камень и т. д.). Дорога пошла холмистая, сплошь заваленная камнями (это мне тогда показалось, что она сплошь завалена камнями, я тогда еще не представлял, что значит лезть на квадрах по сплошным камням). Инструктор Сергей на ведущем квадре на эту мелочь внимания не обращал и топил километров 35 в час (легковая машина ползла бы там со скоростью пешехода). Мы старались не отставать, что было крайне трудно, учитывая нулевой опыт вождения этих вездеходов. В результате Пашку выкинуло в кювет. Павел (мой брат) рулил средним квадром в колоне, я колону замыкал. На одном из камней его кинуло в сторону, он не туда вывернул руль и в результате зарылся мордой в придорожном кустарнике. С квадра он не слетел, выехал сам, и мы двинули дальше.

Уже этот участок мне казался сложным, но дальше нас ждал сюрприз. Требовалось преодолеть 2,5 км через лес по пешеходной тропинке, где квадр едва мог протиснуться между деревьев, а из земли сплошь и рядом торчали пни, корни и валуны. Да и сам лес был черным, мрачным.

— Ну что, едем дальше? — спросил Максим (он дошел сюда пешком, срезав путь напрямую).
— А проехать то вообще возможно? — спросил я в некотором замешательстве.
— Конечно, — заверил он меня.

Мы осторожно двинули дальше, местами оттаскивая с пути камни и поваленные бревна.

(слева Сергей, справа Максим)

Макс и Сергей шли впереди, наставляя и указывая, как лучше обойти или переползти то или иное препятствие.

За эти два километра с меня вылился литр пота, но прошли. Павел выглядел взъерошенным, но довольным, он тоже не ожидал, что нас в первый же день оправят на «передовую».

На берегу реки Конжаковка мы сделали привал. Речка горная, течет по камням, вода чистая и вкусная (как во всех уральских реках и ручьях).

Макс остался на стоянке сторожить квадры, а мы пошли на Конжаковский Камень пешком.

До вершины топать требовалось что-то около 11 км, мы туда не дошли, сил не хватило, да и как-то не рассчитывали мы на такую прогулочку. К тому же идти в гору по камням и корням тяжело, нашим изнеженным стопам досталось, к вечеру все надавили пятки и пальцы до водянок.

Камни не дают деревьям пускать корни в землю, и корни стелятся по поверхности, так что многие деревья стоят на корнях, будто на цыпочках. Так и чудится, что сейчас корни зашевелятся и дерево уползет в сторону. Старые деревья имеют большую парусность и ветра валят их, иногда ломая стволы пополам, иногда выворачивая пни-вывертни, которые больше похожи на исполинские снежинки, чем на корневище деревьев.

И снова ручьи, ручьи и ручьи. Они журчат, плещутся, тихонько что-то ласково говорят или по-детски звонко смеются. Они вытекают из-под камней и корней деревьев, прячутся под густой травой или вдруг выскакивают под ноги. Уральские ручьи — живые.

Забыл сказать, в тур мы отправились втроем: Павел, Людмила (они на этом фото) и я.

Как я уже говорил, до вершины мы не добрались, но этого и не требовалось. Я хотел подняться достаточно высоко, чтобы увидеть горные вершины. Северный Урал состоит из многих хребтов, но внизу их за лесом не видно. Горы пологие, и поднимаясь вверх, складывается ощущение, что все это предгорье. Но затем вдруг открывается застывший океан призрачных гор, от которых невозможно оторвать взгляд.

Мы прошли чуть больше 7 км, поднялись на высоту в 900 с лишним метров (сама гора имеет высоту 1 570 м), и добрались до границы леса. Хвойные деревья исчезли резко, остались только низкорослые березы, стволы и ветви которых изуродованы и перекручены ветрами. Здесь нам и открылся простор Северного Урала. Что ветра способны сделать с деревьями, видно на фото внизу. Ствол закручен в спираль. Никогда раньше я такого не видел.

И каменные гряды, тянущиеся с вершины горы вниз на многие километры, на которых лишайник нарисовал причудливую мозаику.

Отдохнув и напившись воды, мы спустились вниз, по дороге наевшись черники и собрав грибов. Ягод на Урале много: черника, земляника, малина. Брусники тоже вдоволь, но она еще не созрела. Грибы так вообще обнаглели, за ними не требовалось сворачивать в лес, они росли на тропинках под ногами. Подосиновики, боровики, красноголовики, маслята. На всякие сыроежки и рыжики я и внимания не обращал. Мы ели грибы почти каждый день нашего путешествия, собирая их только на стоянках, и оставляя (с болью в сердце) целые поляны крепких красноголовиков в пути.

Перекусив на стоянке, где нас ждал Макс, мы отправились в обратный путь. Имея уже кое-какой опыт, участок в 2,5 км через лес мы одолели намного быстрее. Но это ощущение, что опыт уже имеется, меня и подвело. Дальше Серега погнал км 40 в час, и я, гонясь за ним, улетел в кювет. Тут дело вот в чем: Стас, инструктируя нас, сказал, что в продольном наклоне квадры не устойчивы, но насколько они не устойчивы, можно было понять только практически. Когда правые колеса выше левых на полметра, инстинктивно боишься повернуть руль вправо, потому что квадр накренится еще сильнее, особенно, если идешь на приличной скорости. Это потом я прочувствовал, насколько машину можно накренить, чтобы она не опрокинулась. В тот же момент я попросту сбросил скорость и позволил ей унестись в кювет. С квадра я вылетел и разбил колено. Сама машина не пострадала, и Людмила тоже (она со мной весь тур пассажиром ехала). В общем, дальше я ехал осторожнее и на базу мы все вернулись благополучно. Но и тут есть одно «но». Бомбардир тяжелее и крупнее Хонды. Гидроусилителя нет, и каждый камень или выбоина отдается в руках. В общем, на руки нагрузка сильная, и чисто физически управлять квадром несколько часов подряд тяжело. Ну да и это терпимо, проблема в другом: у Бобардира педалька газа (она расположена на руле под большой палец правой руки) жестче, чем на Хондах, а поскольку движение машины в основном только газом и управляется (на Хондах коробки-автоматы, на Бомбере вариатор), то нагрузка на большой палец правой руки, и на сухожилье кисти большая. В общем, под конец первого дня, палец у меня начал неметь.

На базе поужинали и, переполненные впечатлениями, завалились спать. Назавтра нас ждал уже автономный маршрут, с приготовлением еды на кострах, купанием в горных реках и ночовками в палатках.

(продолжение следует)

Евгений Немец


Поделиться в:

Наша кнопка:

Активный отдых и приключенческий туризм в России Активный отдых: Сплавы, Рафтинг, Конный туры, Алтай, Карелия, Карты... Активный отдых и приключенческий туризм в России Активный отдых. Туры.

Мы в: